"Комплексная предпринимательская лицензия (Франчайзинг) - предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса), предоставляющий комплексному лицензиату в пользование на возмездной основе комплекс исключительных прав" - Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года N 330 "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге), ст.1. Так выглядит официальное толкование термина "Франчайзинг".
Определяющими элементами франчайзинга являются следующие понятия:
- Франшиза - комплекс исключительных прав, включающих в себя технологию, торговое имя, торговую марку, ноу-хау, оригинальное технологическое оборудование или приемы работы, систему маркетинга, методы ведения бизнеса, вплоть до системы психологической подготовки.
- Франчайзер - лицензиар, франшизодатель, владелец комплекса исключительных прав, продавец франшизы.
- Франчайзи - лицензиат, франшизополучатель, приобретатель комплексной лицензии и, соответственно исключительных прав.
Франчайзинговый договор - основной документ, определяющий условия передачи и приобретения исключительных прав обладания торговой маркой и готовым наработанным бизнесом с известной репутацией.
В более широком смысле Франчайзи покупает возможность стать самостоятельным бизнесменом на определенной территории с небольшими капитальными вложениями при поддержке более опытного партнера, и при этом получает доступ к коммерческой и/или технологической тайне, которая дает возможность быстро разбогатеть. Франчайзи может использовать известную торговую марку, логотип, испытанные маркетинговые технологии, системы производства и контроля, которые принесли успех Франчайзеру. В результате Франчайзи становится копией известной компании, как бы филиалом. Но при этом является самостоятельным субъектом.
Практически все крупные бренды легкой промышленности являются франчайзинговыми компаниями: "ADIDAS", "REEBOK", "WRANGLER", "BOSS" и другие.
Приобретение франшизы обычно заключается в приобретении лицензии (плата за франшизу), стоимость которой может быть от 29 900 $, как у "Всемирная Туристическая Сеть", до 250 000 $, как у "Макдоналдс".
Кроме того, Франчайзер обеспечивает покупателю поддержку, которая заключается в передаче результатов маркетинговых исследований, постоянных консалтинговых услугах, привлечении к участию в рекламных компаниях и т.д. Для вознаграждения Франчайзера за его поддержку, покупатель франшизы выплачивает Франчайзеру роялти, обычно в размере 5-8 % от сумм продаж, либо от дохода.
В договоре с Tiffany Marble присутствует плата роялти 2-5% от продаж, методическая помощь предоставляется бесплатно, в течение года, возможно и трех лет. Франчайзер помогает выбрать место дислокации бизнеса, в распланировке места производства, расстановке оборудования и запуске производства. С покупателя франшизы взимается плата за обучение персонала, которое осуществляется в опытном цехе в Караганде. Несмотря на то, что методическая помощь - бесплатная, командировочные расходы специалистов, связанные с выездом на место оплачиваются в полной мере. В договоре определяется регион производства и продаж данного Франчайзи. Т.е., практически, покупатель получает на срок до 3-х лет монопольные права на определенной территории. Франчайзер имеет право контроля качества выпускаемой продукции. Франчайзер предоставляет все необходимые рекламные материалы, но не финансирует прокат рекламы. Франчайзер может привлечь средства региональных Франчайзи к прокату рекламы в республиканских СМИ, раскрывая при этом их участие в бизнесе. Цены реализации продукции обычно согласованы с владельцем франшизы.
Размер платы и срок обучения определяется пропорционально стоимости франшизы, но не более 6 000 долларов США и двух недель. Минимальный пакет франшизы, при котором действительны все указанные права, стоит 60 000 долларов США. В него входят: стоимость комплекта форм, стартовый комплект оборудования, инструмента, материалов и сырья, стоимость доставки морским контейнером из США. В пакет входит плата за обучение в Караганде, затраты на инвентарь, расходные материалы и др., которые дешевле приобрести и изготовить в Казахстане.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы о преимуществах бизнеса для покупателя франшизы:
1 - Возможность стать самостоятельным бизнесменом с небольшими начальными капиталовложениями при поддержке более опытного партнера.
2 - Мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком.
3 - Возможность за умеренную плату использовать результаты многолетних научных и производственных разработок, маркетинговых исследований и рекламных разработок.
4 - Гарантированность постоянного снабжения.
5 - Снижение собственных производственных и коммерческих рисков при постоянной консалтинговой и методической поддержке владельца франшизы.
6 - Возможность неограниченного расширения бизнеса при поддержке Франчайзера.
|
|